Томас Альва Эдисон

Томас Альва Эдисон

70 лет назад, 18 октября 1931 г. на 85-м году жизни умер величайший изобретатель всех времен и народов. На его могиле в Менло-Парке, где была его первая лаборатория, в каменную глыбу врезана бронзовая доска с надписью: "Здесь Томас Альва Эдисон начал свою службу человечеству с целью облегчить ему путь к прогрессу".

Уникальность Эдисона не только в его многогранной и плодотворной изобретательской деятельности - им получено более 3000 патентов, такого количества до него никогда не получал ни один человек, - но и в редком сочетании таланта изобретателя с талантом перспективно и масштабно мыслящего организатора. Он создал индустрию изобретений, организовал ряд научно-исследовательских и производственных комплексов по массовому выпуску и внедрению разработанных в его лабораториях изделий, заложил основы электротехнической промышленности США и во многом способствовал развитию этой отрасли в Европе.

Эдисон родился 11 февраля 1847 г. в городке Майлан близ озера Эри (штат Огайо). Школу он посещал лишь несколько месяцев из-за того, что учителей раздражали вопросы любознательного мальчугана, порой выходившие за рамки школьной программы. Обучением сына занялась мать - школьная учительница.

В 12 лет Томас стал зарабатывать продажей газет, журналов, сладостей и фруктов в поезде, курсировавшем между Порт-Гуроном и Детройтом, находящимся на расстоянии 200 км друг от друга. Вскоре он раздобыл старый печатный станок и стал издавать первую в мире поездную газету, печатавшуюся во время движения. Этот еженедельный листок размером 30х40 см назывался "Большой железнодорожный вестник".

В 15 лет Томас обучился модному тогда телеграфному делу и в течение пяти лет проработал в разных городах "бродячим телеграфистом", достигнув виртуозного мастерства в передаче и приеме сообщений с помощью азбуки Морзе.

В возрасте 22 лет он получил первый патент на аппарат для автоматического подсчета голосов при баллотировке. Второе изобретение (1869 г.) - печатающий телеграфный прибор для автоматической записи и быстрой передачи биржевых курсов на расстояние ("биржевой тиккер") - принесло ему баснословный по тем временам гонорар в 40 тыс. долл. На эти деньги он сначала организовал в Нью-Йорке вместе с компаньонами консультационное бюро по электричеству и телеграфии, а затем открыл собственную мастерскую. В 23 года Эдисон возглавлял коллектив в 150 человек.

В 1871-1874 гг. он работал над усовершенствованием телеграфной передачи и, в частности, получил патент на "двойной дуплекс", или "квадруплекс" - передачу по однопроводной линии двух пар депеш во встречных направлениях.

В 1876 г. в местечке Менло-Парк, что в 38 км от Нью-Йорка, Эдисон организовал первоклассную лабораторию, оснащенную самым совершенным оборудованием, с обширной научно-технической библиотекой. То был первый в мире центр изобретательской деятельности и необходимых для нее промышленных исследований.

В 1877-1878 гг. он занимался совершенствованием телефона Белла. Запатентовал десятки вариантов угольного (вместо электромагнитного) микрофона и, главное, для увеличения дальности телефонной передачи встроил в микрофонную цепь индукционную катушку, повышающую напряжение тока.

В августе 1877 г. Эдисон изобрел фонограф - предтечу граммофона, патефона и вообще устройств звукозаписи и звуковоспроизведения. В начале 1878 г. фонографы демонстрировались на выставках в США и Европе и привлекли внимание широкой публики. Около экспонатов наблюдалось, как писали газеты, "вавилонское столпотворение". Тысячи посетителей часами стояли в очереди, чтобы прослушать запись. Остроумно высказался Бисмарк: "Фонограф - опасная вещь для дипломатов, но он станет чрезвычайно хорошим, если дипломаты начнут говорить правду".

Первый фонограф Эдисона (1877 г.)

Фонограф был любимым детищем Эдисона. На протяжении 40 лет он вносил в его конструкцию все новые усовершенствования, на которые получил 80 патентов. Один из своих приборов он прислал в знак уважения Льву Толстому для записи голоса великого писателя.

В 1880-1882 гг. Эдисон приступил к электрификации транспорта, соорудив в Менло-Парке электрифицированный участок железной дороги длиной сначала 0,5 км, затем 1,5 и 4 км. Электровоз мог тащить 6-8 груженых платформ. Эдисон не был специалистом в этой области, но он был одним из первых, кто перешел от идей и намерений к реальному применению электрической тяги на практике.

Много лет посвятил Эдисон усовершенствованию аккумуляторов для электрифицированного транспорта, в частности для электромобилей. Он развернул масштабные исследования, и в результате был создан железо-никелевый аккумулятор с электролитом - раствором едкого кали, превосходящий по своим технико-экономическим параметрам свинцовые аккумуляторы. Новинкой оснащались прогулочные катера, использовалась она и в аккумуляторных тележках. Был сконструирован и небольшой светильник с низковольтной электролампой, укрепляемый на каске шахтера; аккумулятор для нее подвешивался на поясе. Рудничные электролампы позволили отказаться от пламенных ламп, что способствовало уменьшению числа несчастных случаев. В общем, щелочные аккумуляторы нашли широкое применение.

Эдисону принадлежит много изобретений в различных отраслях техники, но одно из них, со временем усовершенствованное, постоянно находится перед глазами современного человека. Оно быстро и чрезвычайно широко распространилось по всему земному шару и в огромной степени способствовало социальному и культурному прогрессу. Это изобретение - электрическая лампа накаливания.

Сконструировать ее пытались начиная с 1838 г. два десятка энтузиастов. Но большинство их ламп не вышло за пределы лабораторий и лишь два типа ламп накаливания демонстрировались публично: одна из них была создана живущим в Нью-Йорке эмигрантом из Германии Генрихом Гебелем, вторая - российским электротехником Александром Лодыгиным. Но и эти лампы были недостаточно надежны и долговечны.

В подходе Эдисона к решению данной проблемы проявились его широкая эрудиция, умение точно оценивать назревшие потребности общества и видеть реальную перспективу применения нового. Он добивался того, чтобы электрическое освещение стало общедоступным, дешевым, легко регулируемым, простым в обслуживании и надежным.

Были проделаны десятки тысяч опытов, найден оптимальный материал для угольной нити - разновидность японского бамбука, применено глубокое вакуумирование стеклянных колб. К концу 1879 г. лампа накаливания практически была создана, и 1 октября 1880 г. в Менло-Парке начала работать первая в мире фабрика по производству электроламп.

Но Эдисон этим не ограничился. Он разработал всю систему электроосвещения, включающую парогенераторные электростанции, подземные кабели и внутреннюю проводку, электролитические счетчики расхода электроэнергии, разветвительные коробки, присоединительные контакты, металлические винтовые цоколи и патроны. В 1882 г. он спроектировал первую в мире тепловую электростанцию, построенную в Нью-Йорке и питающую 10 тыс. ламп.

Для перечисления всего сделанного Эдисоном не хватило бы целого журнала. Он был исключительно трудолюбив, мог работать по 20 часов в сутки, обладал необыкновенной широтой кругозора, позволяющей охватить всю проблему в целом, и феноменальной изобретательской интуицией. Он был фанатиком труда, но не его рабом. Любил музыку, сам отлично играл на скрипке. Ежедневно просматривал по семь-восемь газет. Читал научные и общелитературные журналы. Из писателей больше других ценил Шекспира и Гюго. Его личная библиотека состояла из 60 тыс. книг и журналов на английском, французском, итальянском и немецком языках.

На рубеже XIX и XX веков американский электротехнический журнал предложил читателям определить рейтинг 25 наиболее выдающихся электротехников. Эдисон занял почетное четвертое место после Фарадея, Кельвина, Максвелла. Но важно не место. Главное - он подарил человечеству массу изобретений, которые способствовали прогрессу общества.

Охорович ЮлианПавел Шиллинг

Hosted by uCoz